Версия для слабовидящих
Новости и события
Горячая линия ГУ МЧС России по Алтайскому краю т. 8-(385-2) 65-82-19
История района
А кто же был первым?
Древнее прошлое Краснощековского района. Постепенно скрывались под быстро растущим слоем земли могильники и святилища древних народов , населявших территорию района, но они по-прежнему составляли неотъемлемую часть культуры проживающих здесь народов, селившихся и погребавших своих сородичей в тех же местах. Например, на памятнике Чесноково на правом берегу Чарыша близ с. Куйбышево на одной террасе в непосредственной близости найдены орудия каменного века, захоронение андроносвкой культуры, захоронения и поселение эпохи поздней бронзы, курганы ранних скифов, пазырыкцев и эпохи средневековья. Следовательно, данное место было обитаемо не менее чем 7-10 тыс. лет, из них на протяжении 2,5 тыс. оно почиталось как священное для захоронений и поминальников. Эпизодические разведки и раскопки, связанные с именами М.Р. Розена и А.П. Окладникова на территории района проводились на пещерных стоянках уже в 50-60 гг. ХХ в. Однако более широкие исследования начались лишь с конца 70-х гг. ХХ в. Значительную работу по изучению пещерных стоянок и выявлению курганных могильников проделал в 80-х гг. В.К. Вистингаузен. Выборочные разведки проводились В.А. Посредниковым и А.А. Казаковым, некоторые памятники осматривались М.Т. Абдулганеевым, Ю.П. Алёхиным и Ю.И. Гельмелем. Новый этап изучения начался с 1992 г., когда от Барнаульского пединститута в район был направлен А.В. Караев для проведения плановых разведки и картографии. При непосредственной помощи жителя с. Краснощеково Н.В. Смирнова им было обследовано и нанесено на карту 32 курганных могильника. С этого же времени на территории района проводиться разведки и раскопки П.И. Шульгой. Под его руководством на базе археологических лагерей школьников из Поспелихинского, Чарышского, Шипуновского и Кулундинского районов, г. Славгорода, при участии школьников с. Куйбышево, в 1996, 1998, 2001 гг. проводились раскопки на могильниках Чесноково - 1, 2 аварийных курганов эпохи бронзы, скифского времени и средневековья, а в 1997 г. – сотрудников Алтайского госуниверситета П.К. Дашковским и А.А. Тишкиным при участии А.Л. Кунгурова и В.В. Горбунова проводятся разведки и раскопки курганов скифского времени и средневековья у с. Чинета. В результате указанных работ в районе выявлено около 100 памятников археологии, спасены для науки десятки курганов, дана характеристика основных исторических этапов. Пазырыкские захоронения в Краснощековском районе исследованы у сел Харлово, Куйбышево и Чинета. Основное их отличие в редкой встречаемости конских подхоронений. В остальном они очень близки. Сложенные из камня курганы также располагались с юга на север, представляя собой имитацию юрт или домов в поселках. Здесь найдены керамические кувшины, наконечники стрел, кинжал, чекан, ножи, зеркала и другой инвентарь. Особый интерес представляет украшенная аппликациями из тонкой фольги прическа-парик женщины из Чесноково-1. Этот парик высотой около 70 см имел вставленную в конус железную заколку с золоченным навершением и зубчатую «корону» из золотой фольги, имитирующую легендарный мировой горный хребет, окружающий священную страну блаженных. Поднимающийся вверх конус парика представлял собой находящуюся по центру страны мировую гору, память о которой сохранилась у многих народов до настоящего времени. Мировую гору имитировали и временные пирамидки, возвышавшиеся в древности на курганах в Чесноково-2. Рядом с конусом размещалась деревянная фигурка оленя с позолоченными фольгой рогами, а на высоком уплощенном выступе – три вырезанные из фольги рыбки. Сам парик состоял из волос, сажистой массы и клейкого вещества. Считается, что позолоченный парик указывает на принадлежность к служителям культа типа жрицы с короной из Средней Азии и «золотого человека» из Локтевского района. Совместно с пазырыкцами в Чесноково-1 проживали роды каракобинцев, погребавших по близкому обряду, но в каменных ящиках и без лошадей. Интересной особенностью Краснощековского района является его открытость для проникновения проживавших на равнине народов. Так на могильнике Маяк-1 обнаружен удивительный комплекс из трех примыкающих друг к другу курганов. Один из них представлял собой типично пазырыкский курган с подхоронением лошади. Во втором три таких могилы располагались вокруг центральной. Такая планировка известна в курганах каменской культуры, ближайшие из которых обнаружены в 100-130 км к западу в Локтевском и Шипуновском районах. В третьем кургане вокруг центральной могилы располагалось по кругу ещё шесть с подбоями. Ближайшие аналоги этому обряду и найденному здесь сосуду саргатского типа происходят из Кулунды, Новосибирской области и даже Южного Урала. Намеренное совмещение этих разнокультурных курганов, по всей видимости, означал символический союз пришедших на Чарыш в V в. до н.э. родов Горного Алтая и примыкающей с запада равнины. Подробных ярких свидетельств дружественных отношений между народами на Алтае ещё не встречалось. Инвентарь курганов также показывает на смешение самых разных традиций населения равнины, предгорий и гор. Продолжение исследований на этом уникальном разрушаемом оврагами могильнике, несомненно, будет иметь особое значение для понимания истории не только района, но и всего русского Алтая в V-III вв. до н.э |
«Чудь», беглые и «гулящие люди»…
История возникновения сел на территории Краснощековского района связана с горно-рудным производством на Алтае с появлением Колывано-Воскресенских заводов. Первые достоверные сведения о проживавших на территории района древних народах были получены русскоязычным населением от рудознатцев во время поиска месторождений меди, серебра и золота в начале XVIII в. Рудознатцы первыми обнаружили в предгорьях между Чарышом и Иртышом большое количество горных выработок древнего народа «чудь». Как полагает историк Ю.С. Булыгин, первая деревня русских поселенцев возникла на Алтае в 1696 году. Это была деревня Кармацкая, примерно в 30 км от нынешнего Барнаула. А 1714 годом датируется первое известие о первой деревне на территории Краснощековского района – деревни Перво-Чарышской, нынешней Карпово. Алексей Овчинников из Нижегородской области Керженской волости упоминается в бумагах Барнаульского горного архива – свезен был оттуда матерью за скудностью хлеба в 1714 году в деревню Чарышскую. Наиболее интенсивно заселялись бассейн реки Чарыш и ведомство Белоярской крепости. Первыми пришли сюда беглые и «гулящие люди», которые заводили пашни, платили оброк, становились казаками и охраняли поселения и поселенцев. В начале 1726 года Демидов получил разрешение и монопольное право на строительство заводов и рудников, и уже 21 сентября заработал первенец алтайской металлургии – Колывано-Воскресенский завод. Проблема рабочих кадров была решена обычным для того времени методом: уже в 1727 году Берг-Коллегия разрешила А.Н.Демидову селить при заводе «пришлых, кои живут в местах и у калмыков и шатающихся по селам дворцовых и монастырских и помещиковых людей, кои в подушной оклад не написаны». Искать пришлых Демидов поручил своим приказчикам. Таким образом, именно демидовские приказчики провели первую ревизию людских ресурсов в окрестностях Колывано-Воскресенского завода, в том числе и на территории будущего Краснощековского района. Эти ресурсы оказались весьма ограничены. В немногочисленных деревнях проживало в среднем по 10 – 15 человек. Названия сёл в основном связаны с фамилией или именем первопоселенца. Например: Харлово-Харлов, Карпово- Карпов. Акимовка-Акимов. От названия рек- Камышенка, Берёзовка, Маралиха. Тигирек –от названия горы Тигр. Генералка-? Поменяли своё название Усть-Пустынка- Барсукова. Перво-Чарышское- Карпово. В начале 20 века появлялись малые посёлки. На территории района их было несколько десятков, с очень красивыми названиями – Калиновка, Сузикова мельница, Молчаново, День Красной Армии и др. Такие сёла как Камышенка , Ново-Шипуново появились чуть позже сёл расположенных по берегу реки Чарыш, в результате тайного переселения приписных крестьян. После очередной ревизии крестьяне переезжали в более глухие отдалённые места, где их трудно было найти. А жить им там было легче потому, что почвы были плодородные, свободных земель было больше. В немногочисленных деревнях проживало в среднем по 10 – 15 человек. Названия сёл в основном связаны с фамилией или именем первопоселенца. Например: Харлово-Харлов, Карпово- Карпов. Акимовка-Акимов. От названия рек- Камышенка, Берёзовка, Маралиха. Тигирек –от названия горы Тигр. Генералка-? Поменяли своё название Усть-Пустынка- Барсукова. Перво-Чарышское- Карпово. В начале 20 века появлялись малые посёлки. На территории района их было несколько десятков, с очень красивыми названиями – Калиновка, Сузикова мельница, Молчаново, День Красной Армии и др. Такие сёла как Камышенка , Ново-Шипуново появились чуть позже сёл расположенных по берегу реки Чарыш, в результате тайного переселения приписных крестьян. После очередной ревизии крестьяне переезжали в более глухие отдалённые места, где их трудно было найти. А жить им там было легче потому, что почвы были плодородные, свободных земель было больше. На территории Краснощековского района есть немало исторических памятников, которые охраняются государством. Это остатки крепостей, редутов, форпостов, составляющих, созданную в начале XVIII века Колывано-Кузнецкую оборонительную линию. Чагирский форпост В 1745 году на левом берегу Чарыша, напротив устья реки Чагырка открылся один из первых рудников, открытых на Алтае – Чагирский рудник. В нем добывали медную и свинцовую руду. Сначала крестьяне окрестных сел возили руду с рудников на Колыванский завод, который находился в 52 верстах. Позднее – на пристань Кабановскую или Краснощековскую, откуда она на больших судах сплавлялась на Барнаульский завод. Для защиты рудника в 1744 году на правом берегу Чарыша была сооружена небольшая крепость. Нужно отметить, что отношения между Россией и Джунгарией были довольно своеобразными. Приграничные джунгарские зайсаны, в целом, придерживались общей политики согласия, выработанной еще во время Петра 1 и Цэван-Раптана. Они не нападали на государственные крепости, чтобы не осложнять отношения с Россией, и в тоже время оставляли за собой право совершить набеги на постройки частных жителей, расположенных на их землях. Владения А. Демидова попадали в разряд «мужичьих строений» и неоднакратно подвергались нападению кочевников. Для их охраны была создана своеобразная цепь форпостов и крепостей от Иртыша до Оби. Военные историки позже назовут ее старой Колыванской оборонительной линией. Часть этих крепостей содержал сам Демидов: обеспечивал строительство, жалование солдатам, обмундирование, огневой припас, фураж и пр. Чагирская крепость стала очередным укрепленным пунктом старой Колыванской линии. Но уже в 1745 году и крепость, и рудник подверглись нападению местных племен. Из донесения в Петербург: «На Чагирском свинцовом руднике в 1744 году построенную крепость сожгли и шахту засыпали, где Демидов добывал свинцовую и медную руду». Восстановить рудник и крепость предприниматель не успел. В августе 1745 года он умер. Помимо расширения горно-металлургического производства, сулившего баснословные прибыли, императрицу Елизавету Петровну серьезно волновали вопросы обеспечения безопасности ее алтайских владений. «Понеже зенгорцы из землицы, лежащей близ Колывано-Воскресенских заводов и киргиз-кайсаки приезжают и нападают на российские жилища. И до воспрепятствования въезду их в вышеописанные места и для бережения заводов серебряных от набегов и разорений неприятельских сделать крепости именно на реках Убе, Алее, на Чагирском сожженной зенгорцами распорядилась она в указе от 1 мая 1747 года.» Во исполнение этого указана Алтае под руководством генерал-майора Киндермана начинается модернизация укреплений старой Колывано-Воскресенской крепости и строительство новых. В 1748 году на острове вместо сожженной крепости был построен Чагирский форпост. Он был больше по размерам, имел правильную четырехугольную форму с башнями по углам. Остров, где находиться форпост, и правый берег Чарыша соединяли два моста, от которых шли дороги на Чагирский рудник и Колывано-Воскресенский завод. Форпост вошел составной частью в сарую Колывано-Кузнецкую оборонительную линию. Во время Китайско-Джунгарской войны 1755 – 58 гг. здесь несли службу 117 солдат и казаков. Позже стал оборонительным пунктом новой Колывано – Кузнецкой линии». «Удалось обнаружить местонахождение, а также останки форпоста при Чагырском руднике. Было известно, что он находился на острове реки Чарыша напротив рудника. На чертеже второй половины XVIII века показан старый форпост демидовских времен и вновь построенный, правильные четырехугольной формы». Тигирекский форпост В 1765 году на месте слияния Большого и Малого Тигереков, недалеко от впедения в реку Иню был построен Тигирекский форпост. Он стал оборонительным пунктом уже новый Колывано-Кузнецкой линии. Вот так описывает П.С.Паллас: «Из маленького Тигирека, который делает дугу, прорыт мимо крепости прямой канал из соединения с большим Тигереком произшедшая речка впадает. Между оного и малым Тигиреком выстроено множество дворов на границе стоящих казаков; канал сей называется Воскресенским, потому что гарнизон на оном работал по воскресеньям. Крепость состоит из четвероугольного с небольшими бастионами шанца, коей и рвы обложены булыжником и мостовым камнем. В оной крепости имеется один штаб – офицерский дом, несколько обер-офицерских, казармы, также, и конюшни; в оной двое ворот и один караульный дом. Гарнизон здесь состоит из малого числа и находился под начальством единого токмо прапорщика». Позже в 1777 году в окрестностях форпоста образовалась деревня Тигирек. Возможно, его первыми поселенцами стали казаки, которые уже к 1771 году «выстроили множество дворов», а позже обзавелись хозяйством. «Остатки Тигирекского форпоста сохранились. Они находятся в центре села Тигирек Краснощековского района. Село расположено в низменном луговом междуречье Ини и Тигиреков. С юга его ограждает гора Чайная, с запада – Маяк, по правому берегу Ини протянулись крутые уступы известковых скал. От форпоста остались мощный и высокий вал, широкий ров, который, правда оплыл, но бутовый камень подпирает его стены до сих пор. При исследовании остатков форпоста просматриваются трое ворот. Расстояние между двумя бастионными выступами составляет 135 м. воскресенский канал существует, в нем большую часть лета проводят местные гуси, но ров сухой». |
Усть-Беловская защита
В течение многих десятилетий самоцветы со знаменитого Коргонского месторождения сплавляли на плотах по Чарышу до устья реки Белой, а по ней до деревни Усть-Белая. Там было сооружено вместительное плотбище, куда и сгружали поделочные камни. «Их пятнадцать лет перевозили оттуда в Локоть, а потом более сотни лет в Колывань» писал А. Родинов в книге «Колывань камнерезная». Из этих порфиров и яшмы на Локтевой и Колыванской шлифовальных фабриках были изготовлены десятки известных всему миру чаш, ваз, торшеров, колонн и т. д. В 1825 году в Усть-Белой появились каменоломня – гранитовая. В ней с весны этого года начали ломать каменные глыбы для возведения в Барнауле монумента в честь столетия горного дела на Алтае. Работа была тяжелейшая. Железными сверлами каменотесы высверливали по прямой линии в гранитных скалах череду глубоких шпуров. Зимой заливали в них воду. Она замерзла и иногда разрывала камень. Если не получалось – закладывали в отверстия порох. А «если порохом по какой-то причине рвать было нельзя, в шпуры вставляли стальные клинья, и – и разом! Разом и дружно, разом и дружно надо было бить по ним кувалдой. Бить так, чтобы удар нескольких кувалд сливался в залп». И до тех пор пока гранитная скала не расколется на части. В августе 1826 года заготовленные каменные глыбы погрузили на плоты. Осенью первые тысячи беловского гранита доплыли до Барнаула, и пошли на сооружение знаменитого Демидовского столпа. До сих пор в Усть-Белой лежат немые свидетели тех времен – каменные глыбы со следами обработки. |
Выписка из книги Палласа
Верх-Беловская защита, состоящая из деревянного четырехугольника с одною пушкою и караульной будкою. Гарнизон невелик – три драгуна и несколько казаков, здесь построившихся и к защищению оставлены. Река Белая довольно велика и имеет начало из горы, течет вертящейся быстротою и причиняет во время весны или дождя пагубные наводнения и поэтому на ней нельзя установить мостов. Рыбы в ней таймень, ленок и хариус. Горница, в которой я жил, как в самой лучшей, не имеет ни окон, ни плотной кровли, что мне следовало и давало наслаждаться свежим воздухом. Инская гора простирается между Инею и Белою даже до Чарыша. От Чарыша идет дорога по узкой долине в коей небольшой ручей течет. Из оныя поднимаемся на прекрасную отлогую и никакого леса неимущую гору, где весьма чувствительно примерно, что идешь на низ против равнины, коя от бугров в северной стороне находящаяся длинною и широкою кажется. Теперь местах высунувшими были еще камни из бугров, кои из зеленоватых к востоку и западу идущих слоев и даже за рекою Маралихою приметы. Через оную должно проехать 25 верст от Чагира на том самом месте где сперва был построен форпост старой линии Маралихинским называемым, которой потом опять на низ неподалеку от истока речки Чарыш должно перенести, где видны еще оставленная деревянная крепость и при том небольшая оставленными служивыми, населенная деревушка. Расстояние от старого до нового места состоит только в трех верстах. Таким образом приехал я под вечер в лежащую на Чарыш деревню из 20 дворов Харлову, при коей большой ручей Камышенка впадает в Чарыш и полагает хребту пределы ибо впереди идет степь и высокие места кои состоят из глинистых пород. С оных видно ясно, как сопки с нежного хлеба, так и Синяя сопка, находящаяся при колыванском заводе, которая еще далее нежели на сто верст к западу, к стороне Оби, быть кажется. Места, через кои я следующим утром ехал, весьма трависты. |