В рамках реализации инновационного проекта по теме "Организация внеурочной деятельности на базе школы в условиях перехода дошкольного образования на ФГОС" в Усть-Козлухинская СОШ филиал МБОУ «Краснощековская СОШ №1» в течение третьего года работает творческая группа над созданием единой сети взаимодействия детского сада, семьи, школы для повышения качества образовательного процесса. Цель проекта: создание модели организации внеурочной деятельности на базе школы для достижения доступности и высокого уровня качества образовательного процесса для максимального количества детей, с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, способностей, состояния здоровья. Работа над инновационным проектом была начата в 2015 году, когда школа была реорганизована путем присоединения детского сада, что было связано с небольшой численностью детей в селе. В помещении школы функционируют сельский дом культуры, филиал центральной районной библиотеки, осуществляют творческую деятельность педагоги районного ДЮЦ и спортивной школы. Школа располагает весомым организационно значимым арсеналом (современный спортивный зал, игровая комната с комплектом оборудования, библиотека, актовый зал) и кадровым составом, (педагоги, зарекомендовавшие себя в различных видах деятельности) которых нет в детском саду. Имеющиеся ресурсы способствуют созданию эффективной модели организации внеурочной деятельности дошкольников через сетевое взаимодействие. На первом этапе работы над инновационным проектом происходило изучение нормативно-правовой базы, разрабатывалась документация и структурно- функциональная модель взаимодействия школы с детским садом; для дошкольников и их родителей было проведено анкетирование по выявлению интересов и склонностей детей. Цель анкетирования - выявить интересы детей и запросы родителей. В опросе по определению склонностей и интересов дошкольников в качестве диагностической методики анкетирование проводилось в форме беседы, что помогло выявить круг интересов и потенциал способностей каждого ребенка. Также анкеты были адресованы родителям дошкольников, возраст, которых составил от 5 до 6 лет. Анкетируемым были предложены 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. После анализа проведённого исследования четко обозначились приоритетные формы одаренности школьников. Такими видами одаренности стали: интеллектуальная, творческая, художественно-изобразительная; лидерская; спортивная. Менее актуальным в исследуемой группе дошкольников стал их технический потенциал. Данные исследования стали хорошей мотивационно-деятельностной базой для формирования работы в рамках реализации инновационного проекта и способствовали созданию системы основных направлений работы: художественно- эстетическое, физическое, социально-коммуникативное. С введением стандартов одной из приоритетных задач развития дошкольного образования стало достижение такого уровня развития каждого дошкольника, который позволит ему быть успешным не только в начальной школе, но и в жизни. Решение данной задачи невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, комплексного сопровождения, индивидуального развития детей дошкольного возраста. Для решения этой задачи педагогами школы разработаны рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС дошкольного образования, по следующим курсам занятий: «Мастерская художественного слова», «Копилка детского игрового фольклора», «Веселый мяч». Для организации занятий с подготовительной группой дошкольников во второй половине дня созданы оптимальные условия с использованием ресурсов, отсутствующих в детском саду. Система занятий курса «Мастерская художественного слова» позволит дошкольникам не просто пройти путь социализации в новой образовательной системе, но и расширить творческий базовый потенциал своего развития. Данный курс - своего рода система раскрытия творческих способностей детей, мотивационный способ дошкольников развиваться и совершенствоваться в новых условиях социализации. Он включает в себя 16 занятий, каждое из которых – новая ступень на пути к развитию и адаптации в новой образовательной среде. Система занятий курса «Копилка детского игрового фольклора», предполагает что на занятиях в течение года, дети будут знакомиться и новыми считалками, потешками, скороговорками и народными играми с речевым сопровождением. Один раз в две недели детишки в сопровождении воспитателя приходят на занятие в актовый зал школы, для того чтобы с каждым новым приходом узнать новую игру, тем самым положить в свою копилку новые познания и эмоциональные впечатление. Цель занятий сформировать и отшлифовать навыки общения, которые нужны ребёнку сейчас и в будущем необходимы во взрослой жизни; учить подчиняться и руководить, уступать и настаивать на своём, а также дать возможность ребёнку обогатиться эстетическими впечатлениями. Программа направлена на решение следующих задач: адаптация детей в новых условиях, к сверстникам, к самому предмету; развить устную память, ритм, слух; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников; привить любовь к народно – певческому искусству, традициям; формирование умения ориентироваться в фольклорных играх в соответствии с циклом земельного календаря; развитие и укрепление в детях стремления к овладению логикой импровизационного исполнения на основе услышанного; формирование художественных потребностей и эстетического вкуса у детей через их собственную творческую деятельность; формирование любви к родной земли, уважения к традициям своего народа и людей труда. Учитывая потребность детей играть с мячом и желания родителей видеть своего ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным была разработана система занятий курса «Веселый мяч», чтобы удовлетворить двигательную активность детей в течение дня (особенно в холодный период года), укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивать ловкость, координацию, глазомер, меткость. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи. Творческий коллектив Усть-Козлухинской школы, работающий над проектом , публично представляет результаты проекта: на сайте школы имеется раздел, который называется «Инновационный проект», где размещается вся документация и наработки по проекту. 12 декабря 2017 года на базе Усть-Козлухинской СОШ филиала МБОУ «Краснощековская СОШ №1» прошла стажерская практика по теме «Организация внеурочной деятельности на базе школы в условиях перехода дошкольного образования на ФГОС». Цель стажировки: создание условий для освоения стажёрами инновационного опыта педагогических работников по организации образовательного процесса на основе осмысления собственной профессиональной деятельности и проектирования способов «переноса» инновационного опыта в практику собственного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проведение стажерской практики было направлено на решение следующих задач: привлечь участников стажировки к обсуждению проблемы использования возможностей школы для организации занятий с дошкольниками в условиях перехода дошкольного образования на ФГОС; познакомить слушателей с опытом организации внеурочной деятельности на базе школы; организовать консультативное сопровождение стажёров по разработке собственной модели организации деятельности дошкольников на базе школы в условиях перехода на ФГОС; повысить квалификацию педагогических работников (все стажеры получили справки о повышении квалификации). В стажерской практике участвовали 20 педагогов Краснощековского и Чарышского районов. Педагогам было представлено открытое занятие с подготовительной группой детского сада по курсу «Копилка детского игрового фольклора», мастер-класс «Я чувствую, я изобретаю…» по курсу «Мастерская художественного слова». Педагог курса «Веселый мяч» презентовала свою работу для слушателей практики. Кроме того участникам практики была представлена деятельность инновационной площадки с сопроводительным анализом. Все документы, обеспечивающие реализацию инновационного проекта, можно было увидеть на методической выставке.
 
Школа работает на перспективу и предоставляет услуги детям и родителям детей, не посещающих детский сад. Мы видим и плюсы от нашей работы: при постоянном взаимодействии воспитателя и учителя дети не испытывают стресса при переходе из детского сада в начальную школу, фактически они продолжают обучение в знакомом коллективе, да и педагогам легче работать, когда уровень подготовки детей к школе одинаков. Таким образом, преемственность, о которой говорится в ФГОС, реализуется не на словах, а на деле. Наши первоклассники – это дети, которые проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, обладают развитым воображением, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, обладают установкой положительного отношения к миру. 2018 год является заключительным, итогово-аналитическим. К концу года творческий коллектив школы планирует разработать пакет документов по теме проекта, обобщить опыт инновационной деятельности. |