Первое упоминание о Краснощековском районном архиве, сохранившееся в документах, относят к 1936 году. Именно тогда при райисполкоме было создано архивное бюро, которое подчинялось Барнаульскому отделению Западно-Сибирскому краевому архивному управлению. В 1937 году в связи с выделением Алтая в самостоятельную административно-территориальную единицу было создано Алтайское краевое архивное управление и районные архивы.
На основании решения исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся «Об организации городских и районных архивов Алтайского края» от 02.02.45 № 88 образован Краснощековский госархив.
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Краснощековский район был ликвидирован– функции райархива были переданы Поспелихинскому райгосархиву. После восстановления Краснощековского района, в 1964 году, был образован и Краснощековский райгосархив архивного отдела Алтайского крайисполкома и назначена заведующая Желябовская Л. Ф.
На основании постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 01.11.1991 г. «О реорганизации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», Указа Президента РСФСР от 22.08.1991 № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти РСФСР» полномочия исполкомов районных и сельских Советов народных депутатов были прекращены и образованы администрации. В штатном расписании Администрации Краснощёковского района Алтайского края на 1992 год архивный отдел значился как структурное подразделение администрации Краснощёковского района. Положение об архивном отделе администрации Краснощековского района было разработано и утверждено распоряжением главы администрации Краснощековского района от 09.11.1995 № 244.
С момента образования и по август 2005 года в архивном отделе работал один человек. Распоряжением главы администрации района в штат отдела включена муниципальная должность специалиста 1 категории.
В соответствии с Законом Алтайского края «Об архивном фонде Алтайского края и архивах» архивный отдел включен в систему учреждений архивной службы края, образуется органом местного самоуправления и является его структурным подразделением. В своей деятельности архивный отдел подчиняется Администрации Краснощековского района и взаимодействует с Министерством культуры Алтайского края.
Положение об архивном отделе Администрации Краснощековского района утверждено постановлением главы района от 29.12.2018 № 822. Согласно положения, отдел является структурным подразделением Администрации района без статуса юридического лица, имеет печать со своим наименованием и наименованием органа местного самоуправления для удостоверения архивных справок, архивных копий и архивных выписок, исполненных на основе архивных документов, угловой штамп.
Основными задачами отдела является: информационное обеспечение органов местного самоуправления, иных организаций, обеспечение сохранности документов Архивного фонда, их учет; комплектование архива документами, использование документов. Архивный отдел выполняет следующие функции: осуществляет хранение и учет документов Архивного фонда Алтайского края; разрабатывает список учреждений, организаций, предприятий – источников комплектования архивного отдела Администрации Краснощёковского района; организует отбор и прием документов на хранение; создает и совершенствует научно-справочный аппарат; оказывает организационно - методическую помощь организациям – источникам комплектования отдела; ведет прием граждан; осуществляет информационное обеспечение граждан и юридических лиц на основе документов архивного отдела, исполняет поступающие в отдел социально-правовые запросы, связанные с социальной защитой российских граждан, предусматривающие их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций и тематических запросов о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, событию, факту; исполняет запросы российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их прав и свобод.
|